Клуб банковских аналитиков

Новости

Куратор — не Бэтмен. И не Терминатор

Банковские аналитики обсуждают альтернативный проект Положения о кураторах в кредитных организациях.

«Банковское обозрение» представило на обсуждение банковским аналитикам экспертный проект Положения о кураторах в банке. Почитав проект, аналитики задались вопросом: где взять целую армию идеальных кураторов — отличных профессионалов, свято соблюдающих принципы профессиональной этики, дальновидных и неконфликтных? На все банки таких «бэтменов» от надзора не хватит. Может быть, стоит заменить воспитываемую ныне армию кураторов высококлассным программным комплексом, и возложить на него функции прогнозирования проблем, превентивного надзора? Один «терминатор» вместо тысячи «бэтменов»…

Марина Поморина, советник председателя правления банка «Форштадт», член Клуба банковской аналитики

Основная функция куратора кредитной организации, определяемая в проекте положения о кураторе кредитной организации (далее Проект), сводится к организации дистанционного надзора, что, с моей точки зрения, несколько сужает круг влияния данного института надзора и сводит его деятельность к еще одному виду контроля коммерческих банков, деятельность которых и без того существенно зарегулирована.

Мне кажется, что функции кураторов надо определить исходя из цели создания саморегулируемой банковской системы. Ведь одна из основных проблем российского банковского сообщества — отсутствие эффективной обратной связи между Центральным банком и коммерческими банками страны. Совершенствуя надзорные методы, регулятор часто не учитывает детали, жизненно важные для отдельных банков. Представление интересов курируемой коммерческой организации в Банке России должно стать одной из важнейших функций кураторов банков.

Вторая проблема взаимодействия Центрального банка и коммерческих банков с точки зрения системного управления — большое количество законодательных и регулирующих воздействий, оказываемых различными подразделениями Банка России и не часто достигающих своей цели из-за отсутствия комплексного анализа отчетных данных, результатов инспекционных проверок и согласованных действий отдельных департаментов. Поэтому еще одна важная функция куратора, которую следует отразить в Положении, — системная интеграция всех воздействий Банка России.

Третий аспект деятельности куратора хорошо освещен в Проекте. Он связан с оказанием помощи кредитным организациям в развитии их систем управления, разъяснением требований международных и российских стандартов, разработкой конкретных подходов по их использованию в повседневной практике банковского менеджмента. Но для реализации данных функций куратор должен обладать определенными обязанностями и полномочиями, которые не должны сводиться только к участию в заседаниях совета директоров и исполнительного органа банка. Например, полномочия должны позволять куратору инициировать создание плана работ по развитию систем управления банка и участвовать в реализации данного плана, а обязанности должны предусматривать проведение системного анализа внутренних управленческих регламентов и подготовку заключений и предложений по их развитию. Фактически, куратор должен стать агентом внедрения международных и российских стандартов управления в конкретном коммерческом банке.

Марина Медведева, вице-президент банка «Евротраст», руководитель клуба банковской аналитики

Руководители Центробанка, нынешние и предыдущие, (Андрей Козлов, в частности) мыслили таким образом, что куратор — это должен быть проводником идеологии ЦБ в области надзорных функций, и в то же время не должен противопоставлять себя руководителям и топ-менеджменту банка, в котором он работает в качестве куратора. На мой взгляд, налицо конфликт интересов, которому трудно, но необходимо найти решение, в том числе в Положении о кураторах.

Уровень квалификации куратора должен быть выше уровня не только любого выдающегося банковского специалиста, но и выше уровня руководителя банка. Куратору полагается быть и выдающимся стратегом, и тактиком, и маркетологом, и риск-менеджером. Многое другое он должен знать, уметь, понимать и выполнять лучше «местных» банковских — подготовка банком отчетности по МСФО, работа с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, ритейл, секьюритизация, ипотечное кредитование и оценка кредитоспособности, размещение облигаций банка на внутреннем и внешнем рынке и т.д. и т.п. Сумеет ли?

Вызывает сомнения психологический аспект деятельности куратора, я бы даже сказала, морально-этический. Будущий куратор должен пройти подготовку в области конфликтологии на уровне хорошего профессионала в этой сфере, иначе ему не сдобровать в условиях тотального отторжения его коллективом (в первое время наверняка).

Ну и, безусловно, от куратора потребуется знание современных информационных технологий, точнее, возможностей, которые могут обеспечить информационные технологии.

Где же взять такого банковского «монстра»? Кто и где будет готовить таких спецов? Центральный банк уже озаботился этой проблемой и через свой учебный центр пропускает определенное количество потенциальных кураторов из числа банковских специалистов, но вряд ли кто-то их отбирает на предмет стрессоустойчивости, неконфликтности и т.д.

Краткое резюме. Идея кураторства на уровне постоянно действующего специального человека в банке, может быть, и не плоха, но трудна для реализации. А какова альтернатива? Повышать эффективность и качество надзорных функций ЦБ, и, прежде всего, с точки зрения выполнения им превентивных функций по упреждению появления проблем в том или ином коммерческом банка. Может быть, для этого нужно приобрести самые современные программные комплексы и обучить работе на них уже имеющихся кураторов, и тогда это обойдется дешевле, чем та система, которую предлагают.

И еще одна трудно разрешимая проблема — складывающаяся надзорная система ЦБ РФ должна ориентироваться на профессиональные суждения своих «надзирающих сотрудников». Это значит, что уровень и репутация кураторов должны быть безупречными.